Артистия

Объединенные искусством!

andy Началось обсуждение andy 11 года/лет назад
В Национальном художественном музее Украины открылась выставка "Genius loci. Максимилиан Волошин". Формальным поводом для ее проведения стал юбилей знаменитого дома художника и поэта в Коктебеле.

Дом на берегу живописного залива в Коктебеле по собственному уникальному проекту урожденный киевлянин, поэт, художник, переводчик, критик и философ Максимилиан Волошин начал строить в 1903 году. Через несколько месяцев он уже раскрыл свои двери, по выражению самого хозяина, "навстречу всех дорог" — навстречу творческим людям и идеям. Благодаря этому дому тихий дачный крымский поселок превратился в настоящий культурный оазис, а в страшные для интеллигенции годы Гражданской войны стал еще и прибежищем для многих писателей, художников, музыкантов, разделявших иной раз полярные идейные убеждения. Свое значение приюта для свободно мыслящих, толерантных к чужому мнению творческих людей, "художественной колонии для поэтов, ученых и художников" этот дом сохранил и после смерти Максимилиана Волошина в 1932 году. Правда, кроме как в этих стенах, имя его несколько десятилетий нигде не вспоминалось, а книги одного из ярчайших представителей литературной плеяды Серебряного века не переиздавались.
 
В относительно либеральные 1960-е годы негласный запрет на публикацию стихов Волошина был снят, а в 1984 году в его бывшей коктебельской усадьбе открылся дом-музей поэта. Хранящиеся там экспонаты редко покидают родные стены, но для выставки в Национальном художественном музее было сделано исключение. В столицу привезли уникальные документы, фотографии, книги и вещи из дома поэта, в частности, знаменитый хитон Волошина, его ручку с чернильницей, мольберт и тюбетейку, которую, кстати, носил, будучи гостем дома в 1925 году, еще один прославленный киевлянин — Михаил Булгаков. На выставке также можно увидеть табуретку, столик, полочку, узорчатое лукошко из бересты — почти вся мебель и утварь в доме была сделана руками хозяина, причем весьма искусно — с резьбой, росписями, выжиганием.
 
Разумеется, представлена здесь и живопись Максимилиана Волошина — от тончайших миниатюр до огромного, около шести метров длиной, триптиха "Яйла", написанного автором ровно 100 лет назад специально для пристроенной к дому мастерской. Безусловно, восхитят зрителей и волошинские офорты "Парижская улица", "Парижанка", "Фавн", а также филигранные акварели, среди которых преобладают крымские пейзажи, в том числе из знаменитого "киммерийского" цикла. "Коктебель не сразу вошел в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа,— писал Волошин в автобиографии.— И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземного моря, чтобы понять его красоту и единственность".
 

Однако акварели Волошина — это не только пейзажи. В экспозиции привлекают внимание классический "Автопортрет" в суровом кубистском стиле и работа "Фаэтон", в которой, кажется, аллегорически воплотилась сокровенная суть личности самого великого мастера. На картине изображен взмывающий ввысь юноша, "отрок солнцекудрый". Сам автор, комментируя это полотно, говорил, что Фаэтон мог бы выбрать и безопасное море, но предпочел устремиться к солнцу.

источник: Коммерсант Украина