В Ширяево и Самаре заканчивается VIII Ширяевская биеннале современного искусства "Экран: между Европой и Азией", сделанная Нелей и Романом Коржовыми, сотрудниками Приволжского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Основной проект, получившийся в результате работы интернациональной группы художников in situ и завершившийся традиционным "Номадическим шоу", прошел в селе Ширяево Самарской области. Параллельные выставки идут в Самаре в галереях "Арт-Центр", "Виктория", "Новое пространство" и в Музее модерна.
Биеннале под лозунгом "Между Европой и Азией" проводится в Ширяево, старинном селе Самарской Луки среди Жигулевских гор, с 1999 года по инициативе самарских художников Нели и Романа Коржовых, которым пришлось сделаться профессиональными кураторами. Она представляет собой "творческую лабораторию" для художников, заканчивающуюся "Номадическим шоу": погрузившиеся в жизнь и быт русской деревни участники предъявляют плоды своего экстремального опыта селу, городу (Самаре, приплывающей сюда практически всей своей музейно-выставочной аудиторией) и миру. Целый день публика ордой ходит за "резидентами" по ширяевским закоулкам, спускается к Волге, лезет на Жигулевские горы и забирается в заброшенные известняковые штольни, чтобы смотреть перформансы, объекты и инсталляции, вписанные в сельский ландшафт. После шоу номады стирают всякие следы своего творчества — от кочевников остаются лишь опыт художнической коммуникации, приятные воспоминания и культурная мифология, зафиксированная в каталогах.
В этом году наиболее глубокое погружение в деревенскую среду удалось художнику—коллекционеру русского народного самодельного дизайна Владимиру Архипову. Обойдя Ширяево, он не только отыскал несколько удивительных творений тамошних Кулибиных от вполне конструктивистской спутниковой антенны до сюрреалистического приспособления для ремонта седел, но и сумел выманить творцов, чтобы они сами рассказали о своих произведениях зрителям. Другую удачную находку сделали итальянцы Пьер Паоло Патти и Чиро Витале, прикатившие в Ширяево через всю Европу на собственном автомобиле. На груди хозяина дома, где они поселились, было обнаружено, сфотографировано и помещено на баннере, покрывшем скат крыши какой-то развалюхи, готовое произведение концептуального искусства — наколка с Лениным, сделанная в годы службы на Кубе, и православный крест на массивной цепи. И отменное развлечение для публики выдумал француз Марсиаль Вердье, устроивший камеру-обскуру с философским названием "Пещера Платона" в обыкновенном сарае. Но в целом иностранцы в силу языковых и культурных барьеров оказались не столь интерактивны. Разве что австрийская неоконцептуалистка Светлана Хегер, обрядившая добровольцев в футболки со словами английских хокку на груди и спине и предложившая им "сочинять" свои стихи, перестраиваясь в произвольном порядке, имела успех, в том числе и потому, что поэтические футболки были щедро подарены участникам. И только шведско-финский дуэт в составе Энн Эдхольм и Тома Сэндквиста заготовил работу для местного музейчика "Бурлаков на Волге" — концептуальную фотоисторию с семейным преданием про разрушение репинских "Пенатов" в 1943 году. Не сказать чтобы музейные сотрудники приняли их дар с особым восторгом.
Ширявская биеннале изначально была проектом эскапистским, рассчитанным на свой, то есть профессиональный, круг: Неле и Роману Коржовым совершенно чужд общественнический пафос. И хотя за полтора десятилетия фестиваль стал заметным в общероссийском масштабе событием, приобрел постоянных партнеров за рубежом, а его основатели превратились в важную институцию современного искусства в Самаре, которую взял в штат и под свое покровительство Приволжский филиал ГЦСИ, супруги Коржовы стараются сохранять независимость. И по-прежнему сводят взаимодействие с властями предержащими к необходимому минимуму. В сущности, Ширяевская биеннале — это летняя резиденция для современных художников с программой международного обмена, такие предприятия в России практически отсутствуют, да и эта делается на честном слове, голом энтузиазме, дружеских связях и с крохотным бюджетом.
Казалось бы, вот готовый культурный продукт, который мог бы придать смысл существованию ширяевского музейного комплекса, филиалу Самарского художественного музея. Комплекс включает три объекта: дом-музей крестьянского поэта Александра Ширяевца, усадьбу купца Вдовина и дом-музей Ильи Репина — в 1870 году наш главный критический реалист приехал в Ширяево писать этюды к "Бурлакам на Волге". Ширяево переживает туристический бум, в путеводителе по музейному комплексу твердят, что в XIX веке Ширяево было "Меккой для художников", однако убогому дому-музею Репина нечего предъявить посетителям: у него нет ни концепции, ни коллекции. Как, видимо, нет и внятной культурной политики в регионе, иначе нашлись бы способы институционально связать биеннале с музеем, выделить под художническую резиденцию и выставочный зал одно из заброшенных общественных зданий в Ширяево, продемонстрировать, что "Мекка" до сих пор актуальна, и оживить наконец репинский бренд. Но не тут-то было.
Ширяевские номады воспроизводят стандартный формат биеннале: устраивают философские диспуты, проводят круглые столы, открывают параллельные выставки в Самаре. На любой вкус: для эстетов — "Screen / Scape" французского куратора Жан-Луи Пуатвена в галерее "Арт-Центр", для левых — "Вчерашние странники сегодня стали туристами?" шведского куратора Мартина Шибли в галерее "Виктория", для любителей дизайна — "TLG 2.0" итальянского куратора Сюзанны Криспино в Музее модерна, для любителей пофилософствовать о природе искусства — видеопроект "Ни возьмись" Владимира Потапова в галерее "Новое пространство". Как было бы замечательно, если бы центром всей этой многообразной программы стало паломничество в Ширяево как в русский Ворпсведе. Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2266502
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2266502