В Анапе завершился XXII открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии "Киношок". Жюри конкурса полнометражных фильмов под руководством театрального режиссера Анатолия Васильева несколько неожиданно отдало гран-при далеко не самому выразительному фильму конкурса — казахской картине "Шал" ("Старик").
На "Киношоке" год на год не приходится, но нынешний "Киношок" выдался как раз довольно любопытным, и выбирать было из чего, однако жюри пошло по скучному и глубокомысленному пути, исходя, видимо, из того, что настоящее серьезное киноискусство должно быть нудноватым и требовать от зрителя терпения. Это в полной мере относится к неторопливой степной притче режиссера и сценариста Ермека Турсунова о медленно текущем времени с неоригинальной назидательной моралью о необходимости делать бескорыстное добро, которую постепенно осознает герой Ерболата Тогузакова, удостоенного также приза за лучшую мужскую роль. Увы, гораздо более сильная и грамотно выстроенная минималистская киргизская "Страсть" Темира Бирназарова, один из лучших фильмов конкурса, была удостоена лишь второстепенного спецприза "За смелость гражданской и эстетической позиции в кино".
По наводящему тоску разделу медленного и печального артхауса проходит и награжденная за лучшую режиссуру русско-армянская драма Марии Саакян "Это не я" о юной девушке в духовном поиске, сквозь поэтическую дымку запечатленном на экране оператором Мко Малхасяном, лауреатом приза за лучшую операторскую работу имени Княжинского. Хотя если уж выбирать из фильмов об интересных девочках с непростой судьбой, то стоило бы как-то отметить, например, литовскую "Экскурсантку" Аудрюса Юзенаса, где десятилетняя героиня проделывает пять тысяч километров, чудом сбежав с Колымы, и пробирается на родной хутор,— картине присуща известная доля мелодраматизма и сгущенных эмоциональных красок, но по крайней мере она смотрится с неослабевающим интересом.
Приз за женскую роль у героической и упорной литовской беглянки, которую бесстрашно играет Анастасия Марченкайте, перехватили две эстонские актрисы из исторической эпопеи "Живые картинки" Харди Вольмера — Сандра Уусберг и Ану Ламп, играющие одну и ту же героиню в разные периоды ее долгой и насыщенной событиями жизни. Насыщенность эта принесла киношоковский приз автору сценария Пеэпу Педмансону, хотя если бы жюри было чуть более весело, в хорошем смысле по-хулигански, настроено и готово к "шоковым" методам воздействия, оно бы обратило внимание и на литературные достоинства книги митька Виктора Тихомирова "Чапаев Чапаев", который сам и осуществил ее экранизацию. "Чапаев" сделан не без изъянов, местами грубовато, но с юмором и нетривиальным пониманием исторической роли Василия Ивановича Чапаева, в исполнении Ивана Охлобыстина предстающего настоящим самураем,— картину эту смогло оценить жюри Гильдии киноведов и кинокритиков, поощрившее тихомировскую дерзость своим "Слоном".
Более взвешенным и оправданным выглядит решение жюри короткометражного конкурса "Границы шока", присудившего гран-при картине Елизаветы Стишовой "Чайка", которая чрезвычайно уместно смотрится в контексте кинофестиваля стран СНГ: действие этой очень крепкой, уже взрослой, ничуть не ученической 30-минутной картины происходит в сельской школе на Иссык-Куле, где пожилой учитель бьется за преподавание маленьким киргизам русского языка и литературы, руководя самодеятельной постановкой чеховской "Чайки", и в какой-то момент на подмогу ему являются фантастические призраки всех великих русских писателей в забавном исполнении загримированных киргизов, придающих важной теме взаимодействия культур иронический оборот.
Такое же ощущение общего культурного пространства возникает и от удостоенного спецприза в коротком метре фильма "Сделай мне Новый год" латышки Лиене Линде, отслеживающей на протяжении нескольких лет, как отмечает Новый год одна латышская семья,— страна изменилась, но по телевизору все так же идет на русском языке "Ирония судьбы", и это постоянство традиций дало жюри повод наградить картину с шутливой формулировкой "За наш общий Новый год". Еще один короткометражный спецприз получила российская картина "Почему я тут" Дарьи Сидоровой. Среди членов жюри не было единодушия по поводу этой 40-минутной истории про мальчика-аутиста: герой, конечно, очень трогательный, как это часто бывает с такими детьми, однако режиссер, кажется, так и не смогла наладить с ним эмоциональный контакт, хотя драматургия и режиссура в этом фильме вполне четкие. По настоянию другой женщины-режиссера Ларисы Садиловой фильм про аутиста был все-таки награжден с хитрой формулировкой "За чистоту намерений", чтобы поощрить начинающую кинематографистку, но в то же время и предостеречь от излишнего увлечения такой зачастую спекулятивной тематикой, какую представляют собой дети-аутисты.
Такое же ощущение общего культурного пространства возникает и от удостоенного спецприза в коротком метре фильма "Сделай мне Новый год" латышки Лиене Линде, отслеживающей на протяжении нескольких лет, как отмечает Новый год одна латышская семья,— страна изменилась, но по телевизору все так же идет на русском языке "Ирония судьбы", и это постоянство традиций дало жюри повод наградить картину с шутливой формулировкой "За наш общий Новый год". Еще один короткометражный спецприз получила российская картина "Почему я тут" Дарьи Сидоровой. Среди членов жюри не было единодушия по поводу этой 40-минутной истории про мальчика-аутиста: герой, конечно, очень трогательный, как это часто бывает с такими детьми, однако режиссер, кажется, так и не смогла наладить с ним эмоциональный контакт, хотя драматургия и режиссура в этом фильме вполне четкие. По настоянию другой женщины-режиссера Ларисы Садиловой фильм про аутиста был все-таки награжден с хитрой формулировкой "За чистоту намерений", чтобы поощрить начинающую кинематографистку, но в то же время и предостеречь от излишнего увлечения такой зачастую спекулятивной тематикой, какую представляют собой дети-аутисты.
source:kommersant.ru