Минкультуры продлило еще на десять лет действующую с 2008 года государственную аккредитацию Российского авторского общества на сбор авторских вознаграждений и управление исключительными правами на музыкальные произведения. Тем самым общество сохранило свои доходы, составляющие примерно 3млрд руб. в год, хотя ранее Россия обещала ВТО еще к январю 2013 года пересмотреть всю систему коллективного управления правами, отказавшись от подобных аккредитаций.
Комиссия Минкультуры приняла принципиальное решение о продлении аккредитации Российского авторского общества (РАО) на "управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения", а также на осуществление прав композиторов на вознаграждение за публичное исполнение или сообщение в эфир и по кабелю их произведений. Источник "Ъ" в министерстве уточнил, что рассматривалась всего одна заявка от РАО, которое осуществляет сборы с августа 2008 года. В самом обществе подтвердили эту информацию. "Решение комиссии было единогласным, причем, учитывая заслуги РАО в управлении правами, аккредитация продлена на максимально возможный срок, то есть на десять лет",— сообщил гендиректор РАО Сергей Федотов. Соответствующий приказ министр Владимир Мединский может подписать уже на этой неделе.
Аккредитация позволяет РАО заключать с пользователями прав (телеканалами, радиостанциями, ресторанами, кинотеатрами, концертными агентствами и т.д.) лицензионные договоры на использование музыки, а также собирать с них вознаграждение в пользу композиторов. Причем в соответствии с Гражданским кодексом (ГК) общество действует в интересах даже тех правообладателей, с которыми у него не заключены договоры.
РАО отвечает за две из шести сфер коллективного управления правами. Сборы за право следования в отношении изобразительного искусства и авторских рукописей (когда автор получает отчисления с каждой перепродажи своей картины) сейчас осуществляет Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства, чья аккредитация заканчивается в декабре этого года. Вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм до августа 2014-го собирает Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), а вознаграждение за личное копирование фонограмм и аудиовизуальных произведений до октября 2015-го — Российский союз правообладателей (РСП).
РАО было учреждено в 1993 году российскими авторами, среди которых, например, Юрий Антонов и Андрей Вознесенский. Согласно последнему опубликованному отчету РАО, в 2011 году его сборы достигли рекордных 2,942млрд руб., из которых 491млн руб. общество удержало на покрытие собственных расходов. Сергей Федотов также возглавляет РСП и входит в состав правления ВОИС. Их общие сборы в 2011 году превысили 1млрдруб.
Переаккредитация РАО является "демонстративным наплевательством на обязательства России перед ВТО о прекращении РАО и его клонами сбора денег за правообладателей, которые не уполномочивали их на это", категоричен Анатолий Семенов, уполномоченный по защите интеллектуальной собственности при бизнес-омбудсмене Борисе Титове. В докладе рабочей группы по присоединению к ВТО в ноябре 2011 года говорилось, что "РФ пересмотрит свою систему коллективного управления правами, чтобы отменить недоговорное управление правами в течение пяти лет после вступления в силу части IV ГК", то есть к 1 января 2013 года. Об этом же, как сообщал "Ъ" 14 февраля, в своем письме в Минкультуры напоминал и замглавы Минкомсвязи Алексей Волин, критикуя существующую практику. Господин Волин тогда предлагал отказаться от расширенного, предусматривающего госаккредитации управления правами в соглашении на уровне Таможенного союза, но соответствующий документ до сих пор не принят.
При этом уже есть прецедент, когда обязательства России перед ВТО принял во внимание суд, указывает господин Семенов. В мае этого года арбитражный суд Санкт-Петербурга отказал в иске ВОИС к ООО "Аксиома", владельцу ресторана Grato, о взыскании 480тыс. руб. вознаграждения за использование музыкальных записей. В своем решении суд, в частности, подчеркнул, что "истец не представил доказательства сохранения его полномочий с учетом ратификации протокола о присоединении России к соглашению о создании ВТО".
"Система расширенного управления правами действует во многих странах—членах ВТО, и непонятно, зачем мы должны идти на уступки, ухудшая положение российских правообладателей",— возражает Сергей Федотов. По его мнению, в соглашении Таможенного союза необходимо предусмотреть национальный принцип управления исключительными правами, а обязательства перед ВТО могут быть пересмотрены в ходе дополнительных переговоров.
Минкультуры продлило еще на десять лет действующую с 2008 года государственную аккредитацию Российского авторского общества на сбор авторских вознаграждений и управление исключительными правами на музыкальные произведения. Тем самым общество сохранило свои доходы, составляющие примерно 3млрд руб. в год, хотя ранее Россия обещала ВТО еще к январю 2013 года пересмотреть всю систему коллективного управления правами, отказавшись от подобных аккредитаций.
Комиссия Минкультуры приняла принципиальное решение о продлении аккредитации Российского авторского общества (РАО) на "управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения", а также на осуществление прав композиторов на вознаграждение за публичное исполнение или сообщение в эфир и по кабелю их произведений. Источник "Ъ" в министерстве уточнил, что рассматривалась всего одна заявка от РАО, которое осуществляет сборы с августа 2008 года. В самом обществе подтвердили эту информацию. "Решение комиссии было единогласным, причем, учитывая заслуги РАО в управлении правами, аккредитация продлена на максимально возможный срок, то есть на десять лет",— сообщил гендиректор РАО Сергей Федотов. Соответствующий приказ министр Владимир Мединский может подписать уже на этой неделе.
Аккредитация позволяет РАО заключать с пользователями прав (телеканалами, радиостанциями, ресторанами, кинотеатрами, концертными агентствами и т.д.) лицензионные договоры на использование музыки, а также собирать с них вознаграждение в пользу композиторов. Причем в соответствии с Гражданским кодексом (ГК) общество действует в интересах даже тех правообладателей, с которыми у него не заключены договоры.
РАО отвечает за две из шести сфер коллективного управления правами. Сборы за право следования в отношении изобразительного искусства и авторских рукописей (когда автор получает отчисления с каждой перепродажи своей картины) сейчас осуществляет Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства, чья аккредитация заканчивается в декабре этого года. Вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм до августа 2014-го собирает Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), а вознаграждение за личное копирование фонограмм и аудиовизуальных произведений до октября 2015-го — Российский союз правообладателей (РСП).
РАО было учреждено в 1993 году российскими авторами, среди которых, например, Юрий Антонов и Андрей Вознесенский. Согласно последнему опубликованному отчету РАО, в 2011 году его сборы достигли рекордных 2,942млрд руб., из которых 491млн руб. общество удержало на покрытие собственных расходов. Сергей Федотов также возглавляет РСП и входит в состав правления ВОИС. Их общие сборы в 2011 году превысили 1млрдруб.
Переаккредитация РАО является "демонстративным наплевательством на обязательства России перед ВТО о прекращении РАО и его клонами сбора денег за правообладателей, которые не уполномочивали их на это", категоричен Анатолий Семенов, уполномоченный по защите интеллектуальной собственности при бизнес-омбудсмене Борисе Титове. В докладе рабочей группы по присоединению к ВТО в ноябре 2011 года говорилось, что "РФ пересмотрит свою систему коллективного управления правами, чтобы отменить недоговорное управление правами в течение пяти лет после вступления в силу части IV ГК", то есть к 1 января 2013 года. Об этом же, как сообщал "Ъ" 14 февраля, в своем письме в Минкультуры напоминал и замглавы Минкомсвязи Алексей Волин, критикуя существующую практику. Господин Волин тогда предлагал отказаться от расширенного, предусматривающего госаккредитации управления правами в соглашении на уровне Таможенного союза, но соответствующий документ до сих пор не принят.
При этом уже есть прецедент, когда обязательства России перед ВТО принял во внимание суд, указывает господин Семенов. В мае этого года арбитражный суд Санкт-Петербурга отказал в иске ВОИС к ООО "Аксиома", владельцу ресторана Grato, о взыскании 480тыс. руб. вознаграждения за использование музыкальных записей. В своем решении суд, в частности, подчеркнул, что "истец не представил доказательства сохранения его полномочий с учетом ратификации протокола о присоединении России к соглашению о создании ВТО".
"Система расширенного управления правами действует во многих странах—членах ВТО, и непонятно, зачем мы должны идти на уступки, ухудшая положение российских правообладателей",— возражает Сергей Федотов. По его мнению, в соглашении Таможенного союза необходимо предусмотреть национальный принцип управления исключительными правами, а обязательства перед ВТО могут быть пересмотрены в ходе дополнительных переговоров.
Источник: коммерсант