Cоветы на Артист и Я

Советы и мнения от профессионалов и любителей искусства
  1. andy
  2. Литература - советы
  3. 30.08.2013

Новичкам жизненно необходимы критики, но не абы какие, а начитанные, доброжелательные и искренние. Члены семьи — это не всегда удачный вариант. Они любят нас и не видят в наших произведениях коммерческий продукт. Исключения попадаются довольно редко.


Не ищите тех, кто будет хвалить вашу книгу — эти люди не способствуют развитию. Самый лучший критик — это тот, кто разберет произведение по косточкам и пояснит, что ему показалось удачным, а что — не очень. При этом он не будет голословен и не станет приклеивать ярлыки ни вам, ни вашей работе. Он будет стараться помочь вам довести книгу до ума.

Самый худший критик — неудачливый злобный литератор. Он и сам ничего не добился (по большей части из-за лени и веры в мифический талант), и другим не способен помочь. Он плохо начитан, и потому у него отсутствует вкус, он никогда не учился литературному мастерству, поэтому не знает, что такое писательская техника. Но он вполне способен закатывать глаза и брезгливо поводить плечами. Такие деятели лишь самоутверждаются за счет новичков.

Постарайтесь, чтобы вашу рукопись прочитали несколько человек: что упустит один, заметит другой. Но всебета-ридеры(именно так называют первичных критиков) должны входить в вашу целевую аудиторию. Сентиментальный роман не стоит показывать офицеру-десантнику, а крутой боевик не оценит дама, влюбленная в викторианскую эпоху.

Я не советую выставлять рукопись в интернет и просить народ покритиковать. Во-первых, вы не знаете, кто именно откликнется на ваш призыв — нередко на литературных форумах обитают не совсем адекватные люди. Во-вторых, сырая рукопись создаст вам славу графомана. В третьих, книга может разойтись по Сети — и вы уже не сможете контролировать ее судьбу.

Иногда даже стоит нанять профессионала, чтобы он раскритиковал ваше произведение. Грамотный разбор полетов — это уникальная возможность научиться чему-то новому.

Опросник для бета-ридера


Можно попросить бета-ридера дать оценку рукописи по следующим параметрам:

1. Изначальный интерес к книге — исходя из аннотации;

2. Уровень языка;

3. Интерес к развитию темы/сюжета;

4. Насколько просто отслеживать различные сюжетные линии? Не возникает ли ощущения путаницы в событиях?

5. Темп произведения. Нет ли ощущения затянутости или напротив — излишней торопливости?

6. Интерес к героям как к личностям. Насколько привлекательных персонажей удалось создать?

7. Логика повествования;

8. Новизна идей/информации, почерпнутой в книге;

9. Вероятность рекомендации друзьям;

10. Общая оценка произведения по пятибальной шкале.


Писатель в роли критика


Иногда мы сами выступаем в роли критиков, особенно когда видим, что автор делает что-то не то — или "то", но можно сделать лучше. Стоит или не стоит говорить об этом?

Смотря с какой целью. Если цель — показать собственную образованность, то не стоит. В ту же секунду вы получите ответный удар и только зря потратите время и нервы.

Вот примерный сценарий такого разговора:

Критик:Вы уж постыдились бы такую лажу писать. Вы что, не видите, что у вас *** и ***? (Обязательные условия: тон язвительный, заявление делается публично, работа ведется не на автора, а на зрителей).

Автор:Батенька, вы головку-то остудите. У меня вот и вот, потому что ***.

Далее идет нудный обмен любезностями, плавно переходящий в трамвайное хамство.

Автор в душе, может, десять раз согласен с критиком, но тут идет борьба за принцип. Раз "наших бьют", надо защищаться.

Что произойдет, если критик будет работать на автора?

• Он пощадит его самолюбие и никогда не будет критиковать новичка публично.

• Тон будет доброжелательный, и автор сразу поймет, что ему хотят помочь.

• Критик скажет, что емукажется, что так будет лучше, и объяснит, почему.

источник: авторам.ком

  Moscow, Russia
Посещение 
Комментарий
Никаких комментариев пока не создано.


На это сообщение еще не было ни одного ответа.
Однако, Вы не можете отвечать на это сообщение.
Powered by EasyDiscuss for Joomla!