Артистия

Объединенные искусством!

Cоветы на Артист и Я

Советы и мнения от профессионалов и любителей искусства
  1. andy
  2. Музыка и вокал - советы
  3. 31.08.2013

Сегодня поговорим об очень актуальной теме дляначинающих вокалистов, а именно о том, как правильно определить свойтип голоса. Это очень важно, так как если вам (или вами) будет поставлен неверный диагноз, тоголосможно загубить. Следует отметить, что здесь мы говорим о сформировавшихсятипах голосов- для взрослых. Детские голоса это обширная отдельная тема.

Довольно частое заблуждение, чтотип голосаопределяется по тому, какие ноты вы "берёте". Это абсолютно неправильно. Педагог определяеттип голосаученика по нескольким параметрам, таким кактембр, диапазон, переходные нотыи по некоторым другим признакам. Даже очень низкие от природы голоса способны "доставать" теноровые ноты, однако это отнюдь не означает, что они автоматически становятся тенорами. Желаниепеть высокодовольно часто перевешивает здравый смысл, ивокалисты- особенно молодые, начинают насиловать свой голосовой аппарат, пытаясь выдавливать из себя ноты, которые им петь не следует. Это зачастую вызвано желанием подражать кумиру или певцу, исполняющему песню в оригинале, а так же позёрством, желанием доказать всем, что "я могу так же".Оригинальный вокалвсё равно в итоге будет звучат гораздо лучше и естественнее, чем выдавленное силкомпение.

Тесситурная выносливость.

Рассмотрим несколько способовопределения типа голоса. Прежде всего, отмечу, что определить тип длянепоставленного голосабывает сложно и поэтому даже преподаватели вокала иной раз могут ошибаться, если у них не хватает опыта. Например человек привык разговаривать в высокой позиции иосветление тембрадля него привычно, однако, при проверке окажется, что онбасилибаритон.

Так как же правильно определить свойтип голоса? В современной эстраде разделение голосов строится не по классической схеме "бас,баритон,тенор и тд", а по принципу "очень высокий, высокий, низкий и очень низкий голос". В отличие от академического пения чёткие границы отсутствуют. И тем не менее, одно остаётся неизменным -тесситурная выносливость. Что же такое тесситура? Не буду придумывать свою формулировку, а процитирую Большую Советскую Энциклопедию:

Тесситура: итал. tessitura, буквально — ткань, от tessere — ткать), высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности, свободы, красоты звучания и т. п.) является соответствие Т. в вокальном произведении характеру голоса певца, а в инструментальном — техническим возможностям данного инструмента.

Добавлю от себя.Тесситуратого или иного произведения определяется тем, как высоко/низко находится большинство его нот по отношению к крайним участкам вашего голоса - вверху или внизу. Иными словами - как долго и часто вам придётся петь ноты, близкие к вашим крайним "верхушкам" или крайним низам. Если такие ноты не встречаются или встречаются лишь изредка, то тесситура ваша, если же они встречаются часто и голос быстро устаёт, то тесситура слишком высокая/низкая и имеет смысл опустить/поднять тональность произведения. Ваша родная тесситура - это комфортная зона певческого диапазона, в которой вы можете петь долго и с удовольствием, без вреда для вокального аппарата.

Однако остаётся открытым вопрос -как определить тип голосапо тесситуре? Например я могупетьбез особого напряжения песню, где большинство нот приходятся на фа, соль и ля первой октавы. Кто я -тенор, баритон? Дело в том, что тут играет роль и то, как вы поёте эти ноты. Если вы их фальцетите, то никакого напряжения и не будет, однакотип голосапофальцетуне определяется.Начинающие вокалистыпорой бывают неспособны определить на слух как и чем они поют, потому что у них в отделе мозга отвечающем за слух ещё не сложилась система звуковых образов, которые бы помогли отличить фальцет от грудного голоса. Вот тут-то и пригодится помощь педагога по вокалу.

Лирическое отступление: часто молодые люди расстраиваются, услышав диагноз "вы бас" или "вы баритон", так как высокие сильные тенора всегда пользовались популярностью, а многие современные мужские песни "заточены" под тенор. Могу лишь посоветовать не принимать это близко к сердцу, потому что почитателей хороших, поставленных и главное индивидуальных голосов (независимо от того высокие они или низкие) более чем предостаточно, а любую песню можно спеть ниже и по-своему. Запомните, ваша аудитория - простые люди, в основном ничего не сведущие в вокале. Эти простые люди ценят не высоту голоса и не многочисленные приёмы, которые вы используете, аиндивидуальный тембр, манеру и стиль. Вспомните хотя бы группу Раммштайн!

Как вы уже понимаете,определить тип голосасамостоятельно сложно, а иной раз и невозможно. Особенно это касается людей, у кого голос от природы "не раскрыт". Мой совет - найдите преподавателя хотя бы на одно занятие, для того, чтобы он определил,какой у вас голоси сказал в каком направлении следует работать.

Типы голосов.

Какиетипы голосовсуществуют вообще? В классической терминологии существует разделение на шесть основных типов голоса сверху вниз.

Женские голоса делятся на:

Сопрано- самый высокий женский голос
Меццо-сопрано- средний
Контральто- самый низкий женский голос

Мужские голоса:

Тенор- самый высокий мужской голос
Баритон- средний, наиболее распространённый тип мужского голоса.
Бас- низкий мужской голос

В свою очередь эти голоса подразделяются по характеру тембра и высотной вариации, как напримерколоратурное сопрано, тенор-альтино, драматический тенор, бас профундо, бас-октавист(самый низкий существующий голос),лирический и драматический баритон, баритональный бас, и так далее.

По классической схеме приблизительные высотныедиапазоны голосоввыглядят следующим образом (по Дмитриеву):

Тенорот До малой - до До второй октавы.
БаритонЛя большой октавы - Ля бемоль первой октавы
Бас- Фа большой - Фа первой октавы
Бас-октависткрайне редкий голос. Он способен опускаться до фа контроктавы. Такие голоса очень востребованы в хорах:

СопраноДо первой - До третьей октавы.
Меццо-сопраноЛя малой - Ля второй октавы.

Это весьма сжатая спецификация голосов и она не отражает всего богатства тембров. Существуют и голоса с промежуточным звучанием, как напримердраматический тенорилирический баритон.

Переходные ноты.

При определении типа голоса ученика преподаватель учитывает и переходные ноты. Переходный ноты, или "мост" голоса - это участок певческого диапазона, на котором грудной голос теряет богатство естественного тембра и либо зажимается, либо срывается на фальцет. У разных типов голосов этот участок отличается по высоте. Приблизительные переходные ноты для голосов (по Дмитриеву):

Тенор: ми-фа-фа диез-соль первой октавы
Баритон: ре - ми бемоль - ми первой октавы
Бас: ля - си бемоль - си малой - до - до диез первой октавы
Сопрано: ми - фа - фа диез первой октавы
Меццо-сопрано: до - ре - ре диез первой октавы

У непоставленных, нераскрытых голосов эти участки могут оказаться чуть ниже, чем у поставленных и опытный преподаватель это учитывает.


Примеры современной эстрады.

В современной эстраде редко кто классифицирует свой голос по классической схеме. У каждой звезды репертуар написан и подогнан "под голос" с намерением выделить наиболее выигрышное и характерное звучание тембра, так называемую "фишку". Кроме того, следует учитывать, что звезде наверняка понадобится петь долгие концерты вживую, а материал не соответствующий голосу может его быстро износить.

Приведу примеры типичных мужских и женских голосов на западной эстраде.

Высокие - George Michael, Michael Jackson, Josh Groban, Celine Dion, Whitney Houston, Christina Aguilera, Mariah Carey и так далее

Список очень длинный, и это я ещё не беру в рассчёт рок-певцов таких как Stiven Tyler, Dio и прочих сверзвуковых монстров. Однако не отчаивайтесь, и среди низких голосов вполне достаточно известностей, таких как Barry White, Sarah Vaughan, Rammstein, Ronan Keating, Elton John и много много других.

Длина связок

Кроме всего прочего, есть ещё один способ, помогающий определить тип голоса - анатомический. Давно известно, что чем выше тип голоса, тем короче и тоньше голосовые связки. Однако этот способ неточен и может быть использован лишь как вспомогательный, потому что бывает много исключений из правил. Известно например, что у тенора Карузо были длинные баритоновые связки.


Итог.

Таким образом, певческие голоса могут быть очень разнообразными и правильно определить тип голоса важно с самого начала, чтобы в последствии не терять время напрасно и не губить природные данные. Тип голоса определяется по тембру, тесситуре, переходным нотам, диапазону и анатомическим особенностям.

Мои рекомендации:
• Пойте там где вам удобно и где ваш голос звучит лучше всего, таким образом вы не ошибётесь, а укрепив свой голос в этом диапазоне сможете рассчитывать и на его расширение.
• Ни в коем случае не начинайте свои певческие тренинги с подражания кумирам или известным певцам.
• Найдите себе педагога по вокалу хотя бы на одно два занятия, чтобы определить свой тип голоса.
• Если вам кажется, что педагог неправильно определил ваш тип голоса, то не расстраивайтесь. Скорее всего вы пытаетесь петь не в своём диапазоне и кому-то подражаете. В крайнем случае остаётся вариант пойти к другому педагогу и попросить независимой оценки. Если вы всё таки затрудняетесь определить свой тип голоса, или у вас нет возможности пойти к педагогу - обращайтесь ко мне. Присылайте свои записи, я попытаюсь помочь.
• Для тех, кто рвётся расширить диапазон вверх. Единственный безопасный и эффективный способ - разработать и укрепить "золотую середину" вашего голоса. Верхние ноты тогда пойдут "как по маслу". Кстати, это очень универсальный показатель: не идут верха - значит у вас страдает середина.

источник: вокал для начинающих

  Odesa, Odessa Oblast, Ukraine
Посещение 
Комментарий
Никаких комментариев пока не создано.


На это сообщение еще не было ни одного ответа.
Однако, Вы не можете отвечать на это сообщение.