Если вы не хотите разогреваться в интересах безопасности вашего тела или если думаете, что вообще неподвластны травмам, я напоминаю слова Covert Bailey: «Все ломается не тогда, когда переваливаешь за сорок; просто, когда переваливаешь за сорок, приходится платить по счетам, которые сделал в двадцать». А иногда эти счета приходят раньше.
Наверное, самая важная причина необходимости разминок заключается в том, что нам нужно разогревать наши суставы. Сустав окружен капсулой и содержит вязкую синовиальную жидкость. Вспомните свою машину: если вы когда-нибудь проверяли в ней масло или другие жидкости, вы наверняка заметили, что между теплым и холодным состоянием есть очевидная разница. Эти слегка вязкие для вашей защиты жидкости в машине подобны жидкостям в ваших суставах, которые двигаются лучше в разогретом состоянии. «Прикол» в разминке суставов в том, что в них по большей части нет сосудов. Это означает, что кровь не может снабжать их питательными веществами и нагревать. Вместо этого суставы нагревают мышцы, кровеносные сосуды и ткани, которые их окружают. Вспомните старый трюк: берете детскую бутылочку с холодным молоком и опускаете в теплую воду. Таким же способом тепло передается суставу. Поэтому лучший способ разогреть области вокруг суставов – заставить работать мышцы, которые передадут им тепло, заставить сосуды расшириться и создать теплоту, движением подтолкнуть окружающие суставы жидкости к движению – точно так же, как воду в кастрюле, которую кипение заставляет пузыриться и увеличивать теплообмен. Суставы – хитрые устройства, очень нежные, и, потеряв их однажды, вернуть уже сложно.
Мышцы восстанавливаются после повреждений быстрее, чем суставы, но ведь никакой радости сидеть и ждать полного восстановления тоже нет. А недавние медицинские исследования показали, что если что-то однажды травмируется, нервами выделяются химические раздражители, которые вызывают воспаление – очень полезная штука, спору нет! – и понижают порог восприимчивости, то есть увеличивают вероятность очередной травмы, приводя к слабости, боли и даже судорогам. Ситуация невеселая. Поэтому разогревать мышцы также важно – и даже еще важнее, потому что они прикреплены к сухожилиям (соединениям мышц с костями), в которых также мало сосудов и которые являются соединительной тканью и восстанавливаются гораздо медленнее мышц – и даже медленнее костей (а в костях есть кровоток!)
Когда вы растягиваете неразогретую мышцу, вы обязательно чем-то жертвуете – будь то сама мышца, сустав или сухожилие. Несколько лет назад все тренировались согласно следующей мудрости: Растягивайся, упражняйся, разминайся во время упражнений. Хотя некоторые – и даже очень заметные! – учителя до сих пор практикуют этот способ, холодную растяжку уже давным-давно считают очень опасной вещью, и порядок теперь следующий: Разогревайся, упражняйся, затем растягивайся в разогретом состоянии. Разогретые мышцы увеличиваются в длине. Если есть «неэластичные участки», лучшее, что можно сделать – направить в них кровь. Очень часто мышца остается сокращенной потому, что в нее не поступает достаточно крови. Возможно также, что в ней находится много молочной кислоты или других токсинов. Разминка действует точь-в-точь по принципу медицинского массажа, но какая между ними разница? Правильно, разминка – бесплатная! После разминки мышцы прямо-таки требуют растяжки и могут совершать ее с меньшим риском повреждения. После разминки вы даже можете растянуть мышцы дальше, чем без нее. Разминка не только делает растяжку легче, она также улучшает качество танца, позволяя вам освоить большие мышечные расстояния, получить большую свободу движения, понизить нагрузку на суставы и сухожилия, добиться общей расслабленности. Говорят, что во время танца вы становитесь выше и тоньше – вот почему! Благодаря разминке! В общем, если вы по-прежнему не придаете значения разминке для безопасности, разминайтесь хотя бы для того, чтобы начать лучше танцевать – или лучше выглядеть!
Мы, учителя, довольно часто преподаем для танцоров различных возрастов, уровней подготовки и спортивного опыта. Некоторые наши ученики в хорошей форме, другие – нет. Некоторые знают, насколько важна разминка, и усердно ее проделывают, другие ждут до последнего момента. Мы должны быть готовы ко всем этим случаям. Лучший вариант – использовать разминки, которые просты сами по себе, не требуют принуждения или растяжки мышцы, не принуждают холодный сустав к крайностям и понятны и доступны каждому ученику в классе. Я часто использую на разминках технику «маленький ребенок» с набором соответствующих образов и движений; она очень легко дается и не содержит никакой неестественности.
Один прекрасный пример – то, что я называю «пассивное качание колена». Другой метод разогрева коленного сустава – это гран плие (приседание со сгибанием колена до предела и с отрывом пятки от пола – пр.пер.), он постоянно подвергается резкой критике потому, что во время плие еще холодный сустав подвергается значительной нагрузке. Вместо этого я прошу учеников стать на одну ногу, опереться на что-нибудь реальное или воображаемое для равновесия и пораскачивать от бедра свободной ногой, легко и непринужденно, как если бы ученики были детьми, сидящими на перилах и болтающими ногами, потому что сегодня такой снежный день и не надо идти в школу. Это нежное, не-баллистическое движение, которое прекрасно разогревает мышцы и сустав, не нагружая их в пока холодном состоянии весом тела.
Я выстраиваю свои занятия таким образом, чтобы степы, разогревающие тело для других степов, шли перед ними. Так самые проблемные для тела движения и степы начинаются, когда тело уже к ним готово – и кофеин, который припасен у учеников – ну, по крайней мере, волнение от занятия – достигает своего пика. Иногда разминки или, что чаще, растяжки приносятся в жертву большему количеству материала. Разминка – это дело профессионала – или того, что хочет им стать. Личное дело. Разминка не только сохранит вас для более продолжительной танцевальной жизни, но и улучшит ее качество. Я советую каждому танцору иметь собственную разминку, набор разогревающих движений, с наиболее важными или необходимыми в начале списка.
Разминка в беллиденсе:
Хотя этот танец – один из самых мягких, самых естественных и самых добрых по отношению к телу танцев, он, тем не менее, как многие знают, может быть связан с аэробикой, а в некоторых наиболее энергичных формах, например, в форме Tahtiyb или определенных турецких и ливанских движений, может представлять собой чистую атлетическую нагрузку, быть физически тяжелым и почти «баллистическим».
Однако даже самые, казалось бы, безобидные стили и движения также требуют разминки, главным образом потому, что мы и в них используем наши суставы. Даже основанный на движениях торса танец, исполняемый «на монете в пять рублей» (в оригинале – на дайме – пр.пер.) в старом египетском стиле, требует гибкого, подвижного позвоночника, активной работы бедер, таза, спины, плеч и ребер. Знаю, знаю, некоторые скажут, что движения грудной клетки не являются частью египетского танца в его оригинальном виде, но есть и другие движения – например, классическая кривая S: без пластичного, гибкого тела ее не добиться. В действительности же многие движения – вопреки убеждениям западных людей – требуют не усилия, а расслабления, отсутствия напряжения. Только тогда они могут считаться выполненными правильно и качественно.
источник: шейк- сити