Cоветы на Артист и Я
Советы и мнения от профессионалов и любителей искусства
- andy
- Арт-новости - Изобразительный арт
- 19.07.2013
Ярмарка "Арт-Москва" в Центральном доме художника (ЦДХ) отменена. Вместо нее состоится другая ярмарка — на том же месте и в то же время, но в принципиально ином формате. Об этом ВАСИЛИЙ БЫЧКОВ, директор компании "Экспо-парк Выставочные проекты", организатор ярмарки, рассказал ТАТЬЯНЕ Ъ-МАРКИНОЙ.
Ежегодная международная ярмарка современного искусства "Арт-Москва" (организатор — компания "Экспо-парк" проводится с 1996 года в ЦДХ (до 2009 года проходила весной, потом переместилась на сентябрь). Первоначально позиционировалась как ярмарка современного актуального искусства, альтернативная "Арт-Манежу", сосредоточенному на современном салонном искусстве. В 2010 году получила конкурента в виде ярмарки Cosmoscow, которая при несомненно высоком качестве прошла всего один раз. Таким образом, "Арт-Москва" в течение полутора десятилетий оставалась единственной площадкой, где могут выставляться крупнейшие российские галереи современного искусства. Ее постоянными участниками до недавнего времени были монстры московского рынка contemporary art — галереи Марата Гельмана, XL, "Айдан", "Триумф", "Риджина".
— В сентябре ярмарка "Арт-Москва" должна была пройти в 17-й раз. Почему вы решили ее отменить?
— Этот проект всегда был убыточным. Лишь однажды, в 2007 году, когда в ярмарке участвовало больше всего галерей — около 70,— она принесла микроскопическую прибыль 200 тыс. руб. Искусство на ярмарке тогда не было особо радикальным, но не было и подарочным, оно было интересным. Хотя уже тогда зазвучала резкая критика к качеству. А потом случился кризис, и мы, прислушавшись к критике, приняли решение об ужесточении отбора участников. Проект стал для нас дотационным, мы продолжали его тянуть, подтверждая наихудшую бизнес-практику поддержки убыточных проектов из жалости к собственному детищу и в надежде на лучшие времена. Но они не наступили. Все это время начиная с 2007 года мы вкладывали примерно 30% бюджета, в этом году стало понятно, что придется вложить 50%. Но главной причиной стала даже не экономическая. Когда мы с нашим экспертным советом посмотрели, что у нас сейчас получается по качеству, мы поняли, что возобладало красивое. Когда мы увидели, что собираемся представить — за свои деньги — в формате старой "Арт-Москвы", мы решили ее закрыть.
— И что же появится на ее месте?
— Еще зимой параллельно традиционной "Арт-Москве" мы решили запустить New Platform — новый проект на третьем этаже ЦДХ. Он предназначен для молодых галерей — они очень симпатичные, менее привязаны к захлестнувшим наш рынок тенденциям, более экспериментаторские, более новаторские. И этот проект мне стало жаль. Мы сформулировали три основных условия для "Новой платформы": галерея существует меньше трех лет, никогда прежде в "Арт-Москве" не участвовала и не продает искусство дороже €5 тыс.
— То есть для "Новой платформы" вы не просто отменили главные принципы "Арт-Москвы", а сформулировали их буквально от противного?
— Да, а следующим шагом мы предложили нашим старым лучшим участникам "Арт-Москвы" встать рядом с молодежью.
— И они согласились уйти на третий этаж ЦДХ и раствориться там в дешевом искусстве? Даже такие тяжеловесы, как "Триумф" и галерея Михаила Крокина?
— Да, и меня это очень порадовало. Сейчас мы планируем на третьем этаже ЦДХ примерно 15 молодых галерей и 15 из тех, кого отмечал экспертный совет "Арт-Москвы" на прошлых ярмарках. Это будет компактный и демократичный вариант. Демократичный для потребителя, потому что половина галерей будет поставлена в условия "до €5 тыс.". Мы не можем сказать этого "Триумфу": они не успеют переформатироваться — и не надо, пусть будет более широкий спектр. Демократичный и для галерей: участие в "Новой платформе" в разы дешевле участия в "Арт-Москве". Мы отменили все эти понты: надувание щек, VIP, гламуризация, ориентация на селебрити. В общем, все, что мы пытались все эти годы из себя изобразить,— это не работает.
— Вы готовы сменить существующих в реальности покупателей, пусть и гламурных, на никогда невиданный в России слой новых непонятных людей, любящих современное искусство с €5 тыс. в кармане?
— А был ли этот слой гламурных покупателей? И вообще, существует ли в России потребитель актуального искусства, даже шире — актуальной культуры в ее общем, американо-европейском понимании (который служит нам образцом, хорошо это или плохо). Временами казалось — особенно в конце 1980-х годов, когда были иллюзии, ярмарка "Арт-МИФ" и корпоративная коллекция Инкомбанка, что такой потребитель есть. Потом был провал. В конце 1990-х мы всплыли со своей "Арт-Москвой" с теми же надеждами. И мы все ждали этого покупателя и вкладывали, и вкладывали деньги в ярмарку.
У нас каста потребителей актуальной культуры не сложилась. Поколение 1990-х занималось первоначальным накоплением, поколение 2000-х начало накопленное тратить — но не на искусство. Потребление современного искусства — это сложная интеллектуальная работа, не каждый готов на такой эксперимент. А потом современное искусство у нас стало необоснованно дорого.
Зато прямо сейчас, мне кажется, произрастает класс людей молодых, 25-30 лет, которые уже при деньгах и при руле. Они часто из интернет-бизнеса — обеспеченные, продвинутые, актуальная культура для них естественная среда обитания. Им требуется демократичное искусство: за €50 тыс. они не станут покупать, но за €5 тыс.— вполне.
— А какого качества искусство получит покупатель за эти €5 тыс.?
— Европейского. В разделе молодых преобладают иностранные галереи из Германии, Бельгии, Франции, Латвии, Испании, одна — из Нью-Йорка. Участвуют также Х.Л.А.М. из Воронежа и Ural Vision из Екатеринбурга. Не факт, что все задуманное сразу получится, но по крайней мере мы декларируем новый курс и будем его держаться.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2235680
Moscow, Russia
Посещение
Комментарий
Никаких комментариев пока не создано.
На это сообщение еще не было ни одного ответа.
Однако, Вы не можете отвечать на это сообщение.
Однако, Вы не можете отвечать на это сообщение.