В харьковском издательстве "Клуб семейного досуга" выпустила свое первое прозаическое произведение 29-летняя поэтесса Анна Малигон. Жанр своей книги "Научи ее делать это" писательница определила как "роман-орнитофобия".
Фото: bookclub.ua
Приближаясь к 30-летнему рубежу, многие украинские поэты испытывают искушение попробовать себя в прозе. Именно в этом возрасте дебютировали в романной форме и Юрий Андрухович, и Сергей Жадан, и Оксана Забужко. Кстати, о ее давней повести "Сестра, сестра" невольно вспоминаешь, читая книгу Анны Малигон "Научи ее делать это". Речь идет, конечно, не о стилистике, а о некоем общем настроении, объединяющем эти произведения.
Лиза — героиня романа Анны Малигон — девушка чуткая и добрая, но несчастливая. Реальный мир ее пугает, как птичку, родившуюся и выросшую в клетке. Родители с детства контролировали каждый шаг дочери, создавали тепличные условия, вот только приспосабливаться к жестокой реальности ее не научили. Теперь девушка как бы существует в своем параллельном мире. Лиза постоянно пишет письма вымышленным людям о себе, о своих девичьих грезах и переживаниях, мысленно разговаривая с абстрактными собеседниками. Свой скромный быт она обеспечивает, сочиняя для ленивых студентов курсовые и дипломные работы в фирме "Профессор", личное же пространство упорно оберегает от чужих глаз. Выходя на улицу, она надевает черные очки, а в сумочке всегда носит препарат, который спасает ее от внезапных приступов удушья. Но унылая рутина и горькое одиночество душат Лизу не меньше астмы. И только неожиданное появление в жизни девушки новой знакомой Марты кардинально меняет ее мировосприятие, способ мышления, досуг и даже сексуальную ориентацию.
Если кратко изложить сюжет книги, то получится история о сестрах, разлученных при рождении. Да и в интимных отношениях героинь не так уж много страстного и безудержного секса. Когда Марта ненадолго пропадает в неизвестном направлении, Лиза скучает по ней, деля постель с мужчиной. Оказывается, ей с детства просто не хватает элементарного человеческого тепла и ласки. Как, впрочем, и ее подруге, воспитанной в детдоме.
Лиза ведет тайный дневник и всегда боится быть отвергнутой, Марта вроде бы не боится ничего и никого. Она постоянно провоцирует подругу на приключения и абсурдные поступки. Но, по сути, они двойники, панически опасающиеся любого вторжения в свою жизнь. Лиза прячется от реальности в фантазии и с ужасом вспоминает детские кошмары, когда ей снились погибшие из-за ее глупости птенцы синички. Марта, психика которой деформирована казарменной атмосферой детдома, глушит апатию и тоску алкоголем, временами напрочь выпадая из реальности. Каждая из девушек испытывает непреодолимое желание владеть чужими жизнями и судьбами, но при этом не владеет даже собой, не принимает себя. Как, впрочем, и мир вокруг. Их клетка восприятия прочно заперта, внутренний мир бесплоден, замкнувшись в себе и страдая от этого, ни Лиза, ни Марта так и не могут вырваться из заколдованного круга. Не удивительно, что и отношения подруг к концу книги остаются в рамках инфантильной ревности и непреодолимых фобий. Читателю же в финале приходится сделать единственный вывод: психология — не арифметика, здесь один плюс один не всегда равно двум, а природа человека непостижима и, в общем-то, не поддается контролю и дрессуре.
Лиза ведет тайный дневник и всегда боится быть отвергнутой, Марта вроде бы не боится ничего и никого. Она постоянно провоцирует подругу на приключения и абсурдные поступки. Но, по сути, они двойники, панически опасающиеся любого вторжения в свою жизнь. Лиза прячется от реальности в фантазии и с ужасом вспоминает детские кошмары, когда ей снились погибшие из-за ее глупости птенцы синички. Марта, психика которой деформирована казарменной атмосферой детдома, глушит апатию и тоску алкоголем, временами напрочь выпадая из реальности. Каждая из девушек испытывает непреодолимое желание владеть чужими жизнями и судьбами, но при этом не владеет даже собой, не принимает себя. Как, впрочем, и мир вокруг. Их клетка восприятия прочно заперта, внутренний мир бесплоден, замкнувшись в себе и страдая от этого, ни Лиза, ни Марта так и не могут вырваться из заколдованного круга. Не удивительно, что и отношения подруг к концу книги остаются в рамках инфантильной ревности и непреодолимых фобий. Читателю же в финале приходится сделать единственный вывод: психология — не арифметика, здесь один плюс один не всегда равно двум, а природа человека непостижима и, в общем-то, не поддается контролю и дрессуре.