В киевском издательстве "А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА" вышла книга прозы Константина Москальца "Вечерний мед".Кроме романа "Вечерний мед", давшего название всей книге, в нее вошли две повести и несколько философских эссе. А последние страницы этого тома занимают "фрагменты из блога", которые местами читаются как продолжение романа, местами — как диалоги из алхимического трактата Rosarium philosophorum. Нельзя сказать, что эти тексты незнакомы читателю: Константин Москалец — фигура, безусловно, культовая, "отшельник из Бахмача", "мастер чайных церемоний", наконец, автор хита "Вона" — именно с этой информации начинаются все статьи о писателе. Похоже, что личная известность этого человека перевешивает известность всего им написанного, и вряд ли число читателей "Вечернего меда" и "Опыта коронации" в малом приближении сравнимо с числом поклонников группы "Плач Еремии" и ее легендарной песни.
Между тем "Вечерний мед" — главная книга Москальца, и значение ее скорее культурное, чем литературное. И это справедливо для всего, что делает этот человек: действительно, он не только и не столько автор своих книг, а в первую очередь герой культурного процесса, один из тех самобытных философов и чудаков-оригиналов, которыми со времен Сковороды славилась степная Украина. В то время как вся страна со своими олигархами, депутатами и интеллектуалами устремляется на Запад и мечтает о Европейском союзе, этот анахорет, сознательно удалившийся от суеты больших городов в провинцию, упорно глядит на далекий Восток. Не нам судить, до какой степени оригинален или популярен этот "украинский дзен", но сам Константин Москалец не устает повторять, что его проза "для немногих".
"Вечерний мед" — роман о любви и о зимнем Львове, но прежде всего это роман о "людях украинской литературы", они там названы, кто по фамилии, кто по имени, кто по прозвищу: Рябчук, Морозов, Иван, Неборак, Бампер и Бамбула.... Это роман "кружковой", отчасти эзотерический, и когда-нибудь по нему будут изучать историю современной украинской словесности, а также то, что русские формалисты называли литературным бытом. В этом смысле "Вечерний мед" мало отличается от дневниковых записей автора — тех самых "фрагментов из блога", которыми эта книга заканчивается. Притом что в ней нет "ни одной сцены над озером, ни одного упоминания о существовании интернета и секса и ни одного сюжета". Зато в ней много стихов и музыки, цитат из Рябчука, Рымарука и Малковича; по большому счету это слепок времени и поколения, это городской пейзаж и люди в пейзаже. Пейзажи тут в основном зимние и снежные, а люди — книжные: они без конца говорят и спорят о литературе, произносят страстные монологи о любимых авторах и щедро их цитируют. Кажется, что это вообще последние люди на земле, для которых книги важнее секса и увлекательнее интернета. И неслучайно этот роман заканчивается элегическими жалобами, попыткой уловить в зеркале отражение прошлой любви и стихами о том, "как пусто лето отошло".
"Вечерний мед" — роман о любви и о зимнем Львове, но прежде всего это роман о "людях украинской литературы", они там названы, кто по фамилии, кто по имени, кто по прозвищу: Рябчук, Морозов, Иван, Неборак, Бампер и Бамбула.... Это роман "кружковой", отчасти эзотерический, и когда-нибудь по нему будут изучать историю современной украинской словесности, а также то, что русские формалисты называли литературным бытом. В этом смысле "Вечерний мед" мало отличается от дневниковых записей автора — тех самых "фрагментов из блога", которыми эта книга заканчивается. Притом что в ней нет "ни одной сцены над озером, ни одного упоминания о существовании интернета и секса и ни одного сюжета". Зато в ней много стихов и музыки, цитат из Рябчука, Рымарука и Малковича; по большому счету это слепок времени и поколения, это городской пейзаж и люди в пейзаже. Пейзажи тут в основном зимние и снежные, а люди — книжные: они без конца говорят и спорят о литературе, произносят страстные монологи о любимых авторах и щедро их цитируют. Кажется, что это вообще последние люди на земле, для которых книги важнее секса и увлекательнее интернета. И неслучайно этот роман заканчивается элегическими жалобами, попыткой уловить в зеркале отражение прошлой любви и стихами о том, "как пусто лето отошло".
источник: коммерсант.уа