В этой публикации я хочу поговорить о мастер-классах - не публикациях в сети, а полноценных занятия, проводимых мастером для желающих научиться чему-либо. Полагаю, что не ошибусь, сказав, что мастер-классы по различным видам рукоделия стали в последнее время достаточно популярным видом досуга. Как мастер, ведущий занятия по редкой рукодельной технике, и как человек, склонный к постоянным сомнениям (характер такой, тут уж ничего не поделаешь), я попытаюсь рассказать о своём подходе к составлению мастер-классов, его достоинствах и недостатках, а также о том, насколько разными бывают желания людей, на занятия приходящих.
Сама я веду мастер-классы по кольчужному плетению - это достаточно необычный вид рукоделия, которому не всегда можно научиться, прочитав схемы, и в котором существует огромное количество значимых, но неочевидных нюансов. Вспоминаю, как сама осваивала эту технику, через какое количество проблем прошла - и стараюсь сразу же объяснить именно эти сложные места ученикам, чтобы им не пришлось испытывать те же трудности, что и мне в самом начале, чтобы им было легче войти в работу. Для меня всегда первичной была задача научить пришедшего на занятие человека работе с металлом, приложив максимум усилий к тому, чтобы он понял и запомнил приёмы работы. При этом я старалюсь дать максимум: теоретическую часть - как можно полнее и информативнее, без риторики; начальные этапы работы - сразу же с показом всех вариантов, как можно сделать удобнее, как можно сделать быстрее; само плетение - максимумом способов, и не одно, а три различных вида плетения за занятие, а если кто-то работает быстрее - то с этими учениками успеть ещё и ещё, пока не кончится время. Это интересно, очень насыщенно, но по понятным причинам утомительно.
Почему это хорошо, в общем-то очевидно: человек уходит с готовым представлением о том, что есть кольчужное плетение, как им заниматься, что для этого нужно из материалов и инструментов, и уже с навыками самого плетения, и не одного - наиболее полная картина, полученная за 3-4 часа, которая максимально освещает это занятие в целом и даёт возможность решить, хочет ли человек этим заниматься, и если да, то насколько плотно.
А вот сейчас - почему это плохо. Это плохо потому, что далеко не все приходят на занятия, чтобы сразу же стать эпичным мастером. Людей, которые идут на занятие, чётко определившись, что они хотят серьёзно этим заниматься на профессиональном уровне, на самом деле не так уж много... Совсем недавно я кое-что поняла - и удивилась своей слепоте. Мне хотелось, чтобы каждый приходящий на занятие вышел с него кольчужником - но это не значит, что этого же самого хотели ученики!
Мастер-класс - это ещё и развлечение, это форма досуга, необычная и интересная!
Кто-то из пришедших совершенно не рассчитывал на то, что его прогонят по всем тонкостям кольцеплётного искусства - кто-то приходил потому, что хотел понять, как сделать вот эти милые серёжки самому, и уйти домой с серёжками и довольным, что он сделал их сам. Или потому, что интересно попробовать сделать что-то металлическое - необычный всё-таки материал, исполбзующийся в хэндмейде в основном в уже готовых формах. Кто-то приходил, потому что раньше такого не видел и хотел бы только познакомиться. Кто-то за компанию. И на всех людей, пришедших с разными целями и ожиданиями, сваливалась моя хард-программа по полному освоению кольчужного плетения...
Сейчас я понимаю, что это неверно, и что нужно составлять разного уровня программы, ориентированные в первую очередь на разные желания самих участников занятия. По-разному анонсировать эти занятия и по-разному проводить.
Если попытаться
1) Для тех, кто хочет серьёзно работать в данной технике, кто сразу всё решил заранее и уже настроен на достижение уровня профи - максимально насыщенную, информативную, с разбором множества плетений и техническими деталями. С акцентом на обучение, усвоение, формирование навыков и умений. Можно уйти домой без готовой вещи, но с понимаем, как сделать множество вещей.
2) Для тех, кто хочет развлечься и просто провести время приятно - интересную, с рассказами о технике, насыщенную любопытными деталями, а не техническими подробностями. С акцентом на самом процессе и удовольствии от него. Домой человек уходит отдохнувшим, познакомившимся с новыми людьми и интересным видом рукоделия, а не уставшим от напряжённой работы.
3) Для тех, кто хочет сделать конкретную вещицу, прийти домой и похвастать ею. С акцентом на то, что каждый сделает одну или несколько интересных вещиц на занятии. Приобретением навыка ведь особо не похвастаешь, а предметом - вполне. Сразу в анонсе показывать пример того, что можно сотворить на занятии самому - и учить делать эту вещь. Не получается - помочь или даже сделать за человека. Не грузить техническими деталями, которые не нужны для именно этого предмета, но затронуть область применения техники в целом.
Люди приходят на занятия, проводимые в формате мастер-класса, по разным причинам, и это безусловно следует учитывать и при составлении программы, и при размещении информации о мероприятии в сети. А если собрать в своём активе разные виды программ, ориентированные как на серьёзную работу, так и на развлечение, и на создание любопытной необычной штучки, то можно собрать и более широкую аудиторию учеников. Попробовав более "лёгкое" занятие, новичок может решить, что он хочет всерьёз работать в этой технике и прийти на "серьёзный" мастер-класс - а может и не решить, ему может понравиться делать интересные вещи в этой технике, не утопая в технических деталях и химико-физических сложностях, тогда ученик придёт на другой мастер-класс по изготовлению конкретной вещи.
Надеюсь, эта публикация поможет мастерам, ведущим свои занятия, правильно распределить цели, сделать занятия разнообразнее и интереснее, расширить аудиторию и - самое главное, подойти к вопросу обучения кого бы то ни было более продуманно, в соответствии с такими разными ученическими ожиданиями и возможностями.
В этой публикации я хочу поговорить о мастер-классах - не публикациях в сети, а полноценных занятия, проводимых мастером для желающих научиться чему-либо. Полагаю, что не ошибусь, сказав, что мастер-классы по различным видам рукоделия стали в последнее время достаточно популярным видом досуга. Как мастер, ведущий занятия по редкой рукодельной технике, и как человек, склонный к постоянным сомнениям (характер такой, тут уж ничего не поделаешь), я попытаюсь рассказать о своём подходе к составлению мастер-классов, его достоинствах и недостатках, а также о том, насколько разными бывают желания людей, на занятия приходящих.
Сама я веду мастер-классы по кольчужному плетению - это достаточно необычный вид рукоделия, которому не всегда можно научиться, прочитав схемы, и в котором существует огромное количество значимых, но неочевидных нюансов. Вспоминаю, как сама осваивала эту технику, через какое количество проблем прошла - и стараюсь сразу же объяснить именно эти сложные места ученикам, чтобы им не пришлось испытывать те же трудности, что и мне в самом начале, чтобы им было легче войти в работу. Для меня всегда первичной была задача научить пришедшего на занятие человека работе с металлом, приложив максимум усилий к тому, чтобы он понял и запомнил приёмы работы. При этом я старалюсь дать максимум: теоретическую часть - как можно полнее и информативнее, без риторики; начальные этапы работы - сразу же с показом всех вариантов, как можно сделать удобнее, как можно сделать быстрее; само плетение - максимумом способов, и не одно, а три различных вида плетения за занятие, а если кто-то работает быстрее - то с этими учениками успеть ещё и ещё, пока не кончится время. Это интересно, очень насыщенно, но по понятным причинам утомительно.
Почему это хорошо, в общем-то очевидно: человек уходит с готовым представлением о том, что есть кольчужное плетение, как им заниматься, что для этого нужно из материалов и инструментов, и уже с навыками самого плетения, и не одного - наиболее полная картина, полученная за 3-4 часа, которая максимально освещает это занятие в целом и даёт возможность решить, хочет ли человек этим заниматься, и если да, то насколько плотно.
А вот сейчас - почему это плохо. Это плохо потому, что далеко не все приходят на занятия, чтобы сразу же стать эпичным мастером. Людей, которые идут на занятие, чётко определившись, что они хотят серьёзно этим заниматься на профессиональном уровне, на самом деле не так уж много... Совсем недавно я кое-что поняла - и удивилась своей слепоте. Мне хотелось, чтобы каждый приходящий на занятие вышел с него кольчужником - но это не значит, что этого же самого хотели ученики!
Мастер-класс - это ещё и развлечение, это форма досуга, необычная и интересная!
Кто-то из пришедших совершенно не рассчитывал на то, что его прогонят по всем тонкостям кольцеплётного искусства - кто-то приходил потому, что хотел понять, как сделать вот эти милые серёжки самому, и уйти домой с серёжками и довольным, что он сделал их сам. Или потому, что интересно попробовать сделать что-то металлическое - необычный всё-таки материал, исполбзующийся в хэндмейде в основном в уже готовых формах. Кто-то приходил, потому что раньше такого не видел и хотел бы только познакомиться. Кто-то за компанию. И на всех людей, пришедших с разными целями и ожиданиями, сваливалась моя хард-программа по полному освоению кольчужного плетения...
Сейчас я понимаю, что это неверно, и что нужно составлять разного уровня программы, ориентированные в первую очередь на разные желания самих участников занятия. По-разному анонсировать эти занятия и по-разному проводить.
Если попытаться
1) Для тех, кто хочет серьёзно работать в данной технике, кто сразу всё решил заранее и уже настроен на достижение уровня профи - максимально насыщенную, информативную, с разбором множества плетений и техническими деталями. С акцентом на обучение, усвоение, формирование навыков и умений. Можно уйти домой без готовой вещи, но с понимаем, как сделать множество вещей.
2) Для тех, кто хочет развлечься и просто провести время приятно - интересную, с рассказами о технике, насыщенную любопытными деталями, а не техническими подробностями. С акцентом на самом процессе и удовольствии от него. Домой человек уходит отдохнувшим, познакомившимся с новыми людьми и интересным видом рукоделия, а не уставшим от напряжённой работы.
3) Для тех, кто хочет сделать конкретную вещицу, прийти домой и похвастать ею. С акцентом на то, что каждый сделает одну или несколько интересных вещиц на занятии. Приобретением навыка ведь особо не похвастаешь, а предметом - вполне. Сразу в анонсе показывать пример того, что можно сотворить на занятии самому - и учить делать эту вещь. Не получается - помочь или даже сделать за человека. Не грузить техническими деталями, которые не нужны для именно этого предмета, но затронуть область применения техники в целом.
Люди приходят на занятия, проводимые в формате мастер-класса, по разным причинам, и это безусловно следует учитывать и при составлении программы, и при размещении информации о мероприятии в сети. А если собрать в своём активе разные виды программ, ориентированные как на серьёзную работу, так и на развлечение, и на создание любопытной необычной штучки, то можно собрать и более широкую аудиторию учеников. Попробовав более "лёгкое" занятие, новичок может решить, что он хочет всерьёз работать в этой технике и прийти на "серьёзный" мастер-класс - а может и не решить, ему может понравиться делать интересные вещи в этой технике, не утопая в технических деталях и химико-физических сложностях, тогда ученик придёт на другой мастер-класс по изготовлению конкретной вещи.
Надеюсь, эта публикация поможет мастерам, ведущим свои занятия, правильно распределить цели, сделать занятия разнообразнее и интереснее, расширить аудиторию и - самое главное, подойти к вопросу обучения кого бы то ни было более продуманно, в соответствии с такими разными ученическими ожиданиями и возможностями.
автор: Ликратова